27 марта – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
11:00 27.03.2025 16+
27 марта – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
В 1937 году художественный руководитель и режиссёр Николай Васильевич Арбузов, репрессированный, получивший «100-километровую» статью, организовал в Похвистневе, в клубе им. Сталина, труппу. Деревянная часть была построена по инициативе комсомольцев посёлка в 1919 году. Первый кинофильм, хор, драмкружок и библиотека появились здесь (сейчас на этом месте – здание «Апперкота»).
Арбузов сам ставил спектакли, придумывал и заказывал костюмы, занимался световым оформлением. Костюмы брали в театре в Бугуруслане. Спектакли играли несколько месяцев, 15-20 раз, возили по сёлам. Для родственников были специальные пригласительные билеты, места.
В 1956 году театр Арбузова перешёл во Дворец культуры. Жили Арбузовы на улице Чапаевской, потом они переехали на улицу Мира.
В 1965 году театр прекратил свою деятельность.
«…32 года назад, в 1965 году, в Похвистневе прекратил существование театр, который был частью истории города, ни много ни мало, 28 лет. Сегодня о нём помнят немногие. Начинался он в страшном 1937 году, и из первых участников не осталось, видимо, никого.
Тридцать седьмой имеет прямое отношение к созданию театра: его создатель, художественный руководитель и режиссёр Н.В. Арбузов был репрессирован. Даже сейчас, говоря об этом, люди понижают голос. Вот такая у нас история. Николай Васильевич Арбузов получил «Стокилометровую» статью, то есть ему было запрещено жить ближе, чем в 100 километрах от больших городов, и таким образом он попал в Похвистнево. Будучи человеком неравнодушным, страстно влюблённым в театр, он создаёт труппу в нашем посёлке. Сам ставит спектакли, пишет декорации, придумывает и заказывает костюмы, занимается световым оформлением. Многогранность его натуры и разносторонность пристрастий поражает. Ведь при всём том он прекрасный актёр, чтец-декламатор, даже композитор. Да-да, было и это, он писал песни. А уж то, что в репертуаре театра две его пьесы, говорит само за себя. Но не только.
Драматический охват репертуара просто удивительный для самодеятельного театра: М. Горький, В. Розов, Я. Галан, Р. Шеридан, А. Корнейчук, Ц. Солодарь.
Силами народного коллектива были поставлены «Егор Булычев и другие», «Платон Кречет», «Дуэнья» Шеридана… Этот человек знал чего хотел и умел добиваться своего. Присвоение театру звания народного – подтверждение тому. Надо быть особенным, чтобы уметь увлечь участников настроением и заразить своей любовью к театру настолько, что занимались в коллективе семьями.
Пытаясь «раскопать» историю театра, я насчитала в коллективе 60 человек, и это далеко не все».
Из воспоминаний Решетниковой Лидии Ивановны (позднее Мордвинцевой, 1927 г.р.): «Николай Васильевич Арбузов был очень талантлив. Он был очень добр, но дисциплинирован. Опозданий и пропусков не терпел, очень сердился. Стукнет тростью по столу (он ходил с тросточкой, т.к. у него была повреждена нога) и скажет, что ещё одно опоздание на пять минут будет последним, и так обычно и бывало.
Мы много ездили с концертами и спектаклями. Пьесы для постановки выбирал обычно сам Арбузов. Почему-то ставили больше Розова, либо он нравился, либо был модным тогда, я точно не помню. Выбранную пьесу читали в присутствии всего коллектива, читал тоже чаще всего сам Николай Васильевич. После чтения обсуждали. кому нравится какая роль и какую бы роль актёр хотел сыграть. На репетициях Арбузов требовал вдумчивого отношения к роли и характеру персонажа. Говорил: «Находи своё место на сцене сама», то есть требовал творческого подхода к роли, а если актер играл не так, не настаивал, а предлагал «попробуй так» и показывал, как бы сыграть. Но обычно прислушивался к нашему мнению. Костюмы для сложных спектаклей брали в Бугуруслане в театре. Спектакли играли несколько месяцев, примерно 15-20 раз, ездили по сёлам. Когда спектакли шли в городе, Арбузов сам приглашал родных и друзей участников коллектива. Для этого специально были пригласительные билеты, выделялись места. Родственники могли увидеть нас на сцене. Мы были горды своим участием в театре, особенно когда родственникам нравилось. В театре он был весь день, занимался репетициями, оформлением. А уже во время премьер он сутками не выходил из дворца. Премьеры мы обязательно отмечали чаепитием.
Сам Николай Васильевич играл и ходил на протезе, строил мизансцены всегда с учётом своей больной ноги, но играл всегда без трости. Хотя старался выбирать такие роли, либо малоподвижные, либо каких-нибудь хромых или уродцев, чтобы его изъян не очень бросался в глаза».
Газета «Похвистневский вестник» от 25.03.1997 г. М. Кумирова «Арбузовский театр не подлежит забвению».
Фотографии из фондов Краеведческого музея.
1. Здание железнодорожного клуба имени Сталина на улице Кооперативная.
2. Афиша на спектакль «Не называя фамилий».
3. Арбузов Н.В. с женой Поповой А.А.
4. Работники железнодорожного клуба. 1940-е гг.
5, 6, 7. Сцены из спектакля «Вас вызывает Таймыр». 1953 г.
#ПохвистневоОфициальный
#Краеведческиймузей
#Краеведение